Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Тольяттинская епархия

Фестиваль открывает новые имена юных писателей — участников конкурса сочинений

Жюри конкурса сочинений XI Областного фестиваля детского и юношеского творчества «Пасхальная капель» под председательством писателя, поэта, автора шести поэтических сборников, двукратного дипломанта Всероссийского литературного конкурса имени А. Дельвига «За верность слову и Отечеству», руководителя международного книгоиздательского проекта «Антология авторской песни» Шабанова Виталия Константиновича определило лучших авторов в трёх возрастных группах.

В этом году на конкурс сочинений было подано 37 работ, все участники стали лауреатами или дипломантами фестиваля «Пасхальная капель».

Самыми активными оказались ребята из города Жигулёвска — 15 авторов в числе лауреатов.

Участники затрагивали в своих сочинениях различные темы: о Светлом Христовом Воскресении, о жёнах-мироносицах, о воинах- священнослужителях. Юные авторы размышляли о том, почему Великую Отечественную войну мы называем священной, а кто-то вспоминал о своих героических прадедах.

Каждое сочинение — это результат вдохновения и большого труда, и, конечно, помощь педагога-наставника.

Высшую оценку жюри получили:

  • третьеклассница Софья Клопова из школы №14 г. Жигулёвска,
  • восьмиклассница Мария Сидельникова из школы села Подстепки
  • учащаяся 9 класса Лицея №51г. Тольятти Ульяна Потяшина.

Конкурсное сочинение Софьи Клоповой.

Учащейся 3 А класса ГБОУ СОШ № 14 г. Жигулевск.

на тему: «11 лет Фестивального движения в Тольятти – мы выросли вместе с Фестивалем»

План

  1. Пасха  — светлый праздник.
  2. Мои наставники.
  3. Мой путь к Богу.

Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Пасхе предшествует сорокадневный пост

К празднику готовятся заранее, убирая в квартирах, крася яйца, а также готовя праздничную трапезу и куличи.

Наступает утро. Просыпаюсь. Чувствую легкость на душе. И это не потому, что выходной день. Наступила Пасха!

Каждый раз, когда наступает праздник Светлого Воскресения Христова, верующие люди торжествуют, бесконечно радуются, приветствуя и поздравляя друг друга радостным: «Христос Воскресе!» — и ответным: «Воистину Воскресе!» Пасха — это нечто большее, чем просто один из праздников. В этот великий день всё забывается: и обиды, и оскорбления, и ненависть, и вражда.

Пасхальная радость – это особое, благодатное состояние души, рождаемое в кульминационный момент пасхального богослужения и пасхального Причастия Святых Христовых Тайн. Словами эту радость трудно передать, потому что это — не обычное человеческое чувство, а состояние благодатное, мистическое, всеохватывающее. Это — радость о Христе, о Христе Воскресшем! Этим блаженным, возвышенным, восторженным состоянием может наделить человека только Бог, и оно овладевает не только сердцем, а всем существом человека.

Пасхальная радость сопровождается абсолютной, непоколебимой уверенностью в том, что Христос воскрес, что весь мир теперь изменился, что произошло какое-то невероятное, непостижимое чудо, что теперь каждый из нас обрел возможность спасения вместе с Христом. Это – ошеломляющее, ни с чем несравнимое состояние, которое не забывается.

Уже не первый год в нашем городе проходит фестиваль, посвященный этому чудесному празднику «Пасхальная капель». Фестиваль «Пасхальная капель» призван пропагандировать русскую национальную культуру, народные традиции, нравственные и духовные ценности. Дети разных возрастов читают стихи, танцуют, представляют свои поделки и рисунки на конкурс. Я хочу рассказать, как этот конкурс повлиял на меня и мою жизнь. Первый раз я поучаствовала в нём, когда мне было 4 года. Выступать перед публикой было очень волнительно, но я до сих пор помню какой восторг и радость я испытала Мои мама и воспитательница помогали мне подготовиться к конкурсу: они подбадривали и переживали за меня. Наверное, тогда я поняла, что хочу выступать перед зрителями, слышать аплодисменты, оживлять историю, рассказанную в выбранном нами стихотворение. Моя воспитательница Олеся Константиновна поддержала меня, и мы с тех пор не пропускали ни одного конкурса. Каждый раз готовились к «Пасхальной капели» как к празднику. Выбирали стихотворение, репетировали, подбирали наряд, учили стихи. Мы всегда начинали с того, что вместе с мамой читали их. Она рассказывала мне о чём стихотворение если сюжет был мне непонятен, а я старалась угадать с какими эмоциями автор говорит об описанном событии. Мы читали произведение о том, как звери приходили любоваться на новорожденного Христа, об ангелах, о любви к близким. Эти произведения были особенными, все они так или иначе были о любви. И снова я выходила на сцену и главной задачей было показать эту любовь, дать людям, слушающим меня почувствовать то, что вложил автор в свои строки. Год за годом мы оказывались в числе лауреатов. За время подготовки к конкурсу мы ещё больше сблизились с моей воспитательницей и стали настоящими друзьями. Однажды, когда я узнала, что она ведёт кружок при храме сразу попросила маму записать меня туда заниматься танцами. Занятия проходили каждую субботу в воскресной школе при храме святого праведного Иоанна Кронштадтского. Сначала я входило в ворота, не оглядываясь по сторонам и спешила на занятие. Но однажды заметила, что люди входя на территорию храма крестятся. Олеся Константиновна, в ответ на мой вопрос для чего они это делают много рассказала о церковных традициях и правилах. Потом я попала на молебен в честь начала нового учебного года. Там были все воспитанники детского епархиального образовательного центра. Многие из них ходили в церковь регулярно с бабушками, папами и мамами. В моей семье такой традиции не было, поэтому я была на этой службе впервые. Всё было так празднично и торжественно! Выйдя из храма, я почувствовала, что что-то во мне изменилось, почувствовала легкость и одновременно ответственность за себя, свою учебу, за все свои поступки в целом.

Сейчас я много знаю о церковных традициях, прочла много библейских историй и постоянно узнаю что-то новое. На данный момент я учусь в третьем классе, и моя учительница любит этот конкурс. Мы находим стихотворение, узнаем историю его создания, читаем по ролям. У меня теперь есть напарник, мой одноклассник Артемий, с которым мы выступаем на многих конкурсах, в том числе и на «Пасхальной капели». Его семья тоже далека от церкви и когда нам что-то непонятно наша учительница Анастасия Андреевна объясняет и помогает, рассказывает, что за история лежит в основе каждого произведения. В этом году мы, конечно же, тоже будем учить с Артемием стихотворения, потому что уже ждём этого весеннего праздничного конкурса. Однажды я услышала, как отец Павел сказал, что у каждого своего пути к Богу и чаще всего он через страдание. Наверное, мне повезло, мой путь к Богу через радость и праздник под названием Пасхальная капель.

Конкурсное сочинение

учащейся 7«б»класса

ГБОУСОШ с.Подстепки

Марии Сидельниковой

на тему: «Солнечный мальчик» (Свободная тема)

Сердце чистое сотвори во мне, Боже,

и дух правый обнови внутри меня.

Псалом 5

«Едет- едет солнце в золотой карете, видит- видит солнце сверху всё на свете…» Помните эти детские стихи? Я помню. И сейчас хочется носиться по двору, напевая : «Едет-едет солнце….».

А почему именно солнце является героем немудрёных детских считалок? Оно тёплое, лучистое, всегда улыбается, обогревает, ласкает, придаёт силы. Вот оно, какое наше светило. Как жаль, что сегодня дети не чувствуют этого, они увлечены совсем другим: свободное время посвящают смартфонам, компьютерным играм и, по моему мнению, теряют главное: доброту, человечность, дружбу.

Не спрятались ли мы за экранами телефонов, не превращаемся ли мы в роботов, которые не могут чувствовать боль и сострадание других людей?  

Размышляя над этими вопросами, я вспомнила о своём давнем знакомом мальчике Федоре. Он не имеет глубоких знаний, он болен, часто над ним смеются другие дети и отталкивают его, но у малыша христианское сердце, добрая и открытая душа.

С чего началась наша дружба? С ожидания Пасхи! Это была предпраздничная суббота. Во мне все пело, из кухни шел ванильно-сдобный аромат куличей и творожной пасхи. За окном слышалось пение птиц. Я выглянула на улицу, а там бегают, веселятся мальчик и две девочки. Мне тоже захотелось поиграть и подышать весенним воздухом.

-Привет! — сказала старшая девочка, — меня зовут Маша.

— А меня тоже Маша. — Мы рассмеялись, оказалось, что мы тезки и ровесницы, ходим в 5 класс. Машина семья недавно переехала в наш дом, и мы будем учиться в одной школе.

К нам подошла Настенька, младшая сестренка Маши. Она учится во 2 классе.

— Бежим, Федя далеко ушел, — сказала Настя.

Маша извинилась и побежала за Федей. Когда они вернулись, я увидела маленького, задорно улыбающегося мальчика. Его лицо было настолько счастливым, что все маленькие веснушки светились радостью. Мой первый порыв был обнять и расцеловать малыша, настолько он был милым. Федя сам подал мне руку.

— Ты, Феденька? Сколько тебе лет? — спросила я. Малыш еще шире улыбнулся и побежал к качелям.

— Федя особенный ребенок, ты разве не заметила, у него синдром Дауна,- сказала Маша. Мне не приходилось раньше общаться с такими детьми, я их видела, но не задумывалась о этом.

Потом вышла их мама. Это была стройная и обаятельная женщина, выглядела чуть усталой, но когда Федя показал свою чумазую рожицу, ее лицо озарила ласковая и добрая улыбка. На руках у женщины был маленький Алеша, самый младший.

Федя был активным, бегал, прыгал, катался сам на качелях и катал других, копошился в песке, если честно, я не успевала за ним.

— Да, он у нас самый быстрый и очень самостоятельный. Лучше всех убирает игрушки и наводит порядок. Он ходит в обычный детский сад. Федя у нас умный и любознательный, все понимает. Главное, ему надо хорошо объяснить. И еще, когда кому-то в семье плохо, Феденька это чувствует самый первый, подходит, заглядывает в глаза, обнимает и целует. Совсем не умеет обманывать или обижать. Он наше солнышко, наш ангел! Сегодня он помогал маме украшать кулич. Мы собираемся идти в храм на пасхальное богослужение вечером, а твоя семья пойдет? — спросила Маша.

— Конечно! Как замечательно, значит, мы с тобой увидимся и обменяемся яичками — ответила я.

Тут к нам подбежал Федя. Сестренки нагнулись, подставили ему свои щеки, и он попеременно со смехом стал целовать их.

Феденька был небольшого росточка. Из-за болезни у него ручки пухленькие, но сильные, ножки немного кривенькие. А вот лицо выражало все его настроение: радость, удивление недовольство. Он был прост, что чувствовал то и делал. У меня в кармане лежало три конфеты. Достав их, протянула ему. Он взял, раздал своим сестренкам. Подошел ко мне, увидел, что у меня нет больше конфет, растерянно пожал плечами, протянул мне конфету.

— Нет, это твоя конфета Федя, у меня дома много конфет, — сказала я.

Тогда он положил конфету в кармашек. Взял меня за руки и потянул вниз, я присела, Федя поцеловал меня в щеку. И, заглянув в мои глаза, увидев, что мне радостно, весело засмеялся заразительным, открытым смехом. Этот замечательный мальчик не разговаривает, не может рассказывать стихи, не поет песни, но он фантастический, веселый ребенок! Моментально располагает к себе людей. Федя — особенный мальчик, именно особенный, солнечный, а не больной.

На качельке каталась маленькая девочка, она была очень красивая, одета как куколка. Федя подошел и хотел ее покачать, но подбежала ее мама и забрала свою дочку. Мальчик погрустнел, к нему подошла Настя и увела кататься на горку.

Не помню, сколько мы играли, как вдруг услышали пронзительный крик.

— Помогите! Помогите! Кто-нибудь! — кричала женщина, мама той девочки. Она была напугана, крепко прижимала дочку, ребенок крепко обнял мать за шею, один башмачок упал с ножки девочки. Рядом стояла большая, лохматая, с черными и рыжими пятнами на спине собака и зло лаяла на женщину.

Мне стало страшно, ноги приросли к асфальту. Мария и Настя тоже напугались и не знали, что предпринять.

И тут мы видим, что к собаке подходит наш Федя, он достает из кармана курточки конфету и протягивает собаке. Та нагнула голову, потом повела носом и взяла конфету. В это время к женщине подбежал мужчина и отвел ее в сторону.

А собака и Федя друг друга изучали. Маша пришла в себя и быстро подошла к брату, осторожно взяла его за руку и повела к нам. Собака немного постояла, завиляла хвостом и ушла, как ни в чём ни бывало.

Сестренки и я обняли Федю, он улыбался, обнимал нас, стараясь что-то объяснить. На улице стало темнеть. Мы попрощались.

Придя домой, я долго думала о Феде. Маленький мальчик шести лет оказался смелее и добрее не только меня и сестренок, но и взрослых людей. Он даже после обиды на эту женщину не смог остаться равнодушным к беде, не испугался собаки, наоборот, практически с ней подружился. Федя — человек» светлой души. Доброе сердце бескорыстно помогает другим людям, сострадает, и благодаря этому наш мир становится лучше, добрее. Этот мальчик несёт в себе доброту и любовь, с которой он готов поделиться со всеми.

Вечером я встретилась с ними в храме. Федя был серьезен и стоял возле иконы Спасителя. Когда кто-нибудь подходил ставить свечи, мальчик смотрел и тихонько кивал головой. Со стороны казалось, Федя знает, что просят эти люди. Наверное, так и есть:« Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»,- говорится в Евангелие от Матфея.

Возвращаясь из храма, я решила: «Я научу Федю кричать считалку: едет-едет солнце в золотой карете, видит-видит солнце сверху всё на свете. Ведь, он такой солнечный мальчик».

Конкурсное сочинение

учащейся 9 «Б»класса

МБУ «Лицей №51» г. Тольятти

Ульяны Потяшиной

на тему: «Как поэты-фронтовики писали о любви»

План:

  1. Константин Симонов. Ожидание как молитва
  2. Александр Твардовский. Любовь сильнее смерти
  3. Михаил Исаковский. Минута тишины
  4. Евгений Долматовский. Любовь моя – сирень твоя
  5. Мне в холодной земляне тепло от моей негасимой любви
  6. Заключение

В начале Великой Отечественной войны главной задачей поэтов и писателей было осуждение ее несправедливости и поднятие духа народа. Уже 24 июня (через два дня после начала войны) Василий Иванович Лебедев-Кумач написал слова песни «Священная война», которая стала своеобразным гимном защиты Отечества.

С течением времени стихотворения о патриотизме не потеряли своей популярности на фронте. Но поэты понимали, что война стала частью жизни. А без чего невозможно жить? Конечно же, без любви. На поле боя каждый вспоминал ту, которую оставил в родном городе или селе, и каждый надеялся, что она его дождется и встретит после долгого расставания.

Именно той, кто ждет, своей жене, Константин Симонов посвятил самое известное стихотворение «Жди меня», написанное в 1941 году. В нем звучит лишь одна просьба – ждать:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Меня в этой строфе привлек эпитет «желтые дожди». Вода, как известно, не имеет цвета. Однако цвет может передать настроение. Здесь словосочетание «желтые дожди» имеет негативную окраску. Не зря автор говорит, что «дожди наводят грусть». Дождь – явление плача неба.

«Жди». «Жди». «Жди». Этим лексическим повтором, который встречается на протяжении в всего произведения, герой просит дождаться его.

А ведь ожидание – тяжкое испытание. И выдержать его может только по-настоящему любящий и верящий человек. Ожидание – не только вера в то, что солдат вернется. В большей степени это бесконечная молитва. Хоть в советское время и существовала цензура, и упоминания о Боге старались избегать, в стихотворении Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» женщины шепчут солдатам: «Господь вас спаси». Это означает, что они будут молиться за тех, кто ушел вдаль по дорогам нашей большой страны.

Поскольку эти стихотворения были написаны примерно в одно и то же время, можно сделать вывод, что в просьбе «Жди меня» присутствует мольба: «Помолись за меня», а во фразе «Жди меня, и я вернусь» слышится: «Молись за меня, и я вернусь».

Как я выжил, будем знать  

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Я считаю, что слова «умела ждать» можно заменить на «умела любить и верить». Герой, будучи далеко от своей возлюбленной, чувствовал ее молитву. И именно она спасла его своим ожиданием, своей верой, своей любовью. Ведь любовь сильнее всего.

Да, друзья, любовь жены, —

Кто не знал — проверьте, —

На войне сильней войны 

И, быть может, смерти.

Этими словами Александр Твардовский соглашается с мыслями, которые объединяют творчество поэтов-фронтовиков. Я думаю, эти строки являются синонимичными по смыслу фразе «Ожиданием своим ты спасла меня» Константина Симонова.

Любовь сильнее всего. Она спасает среди огня и дает смысл жить дальше. Возможно, именно эта мысль отличает творчество поэтов-фронтовиков от работ поэтов других времен. Когда маленький беспощадный кусок металла в любое мгновение может оборвать жизнь, солдат понимает, что любовь – это олицетворение самой жизни.

«Василий Теркин» — поэма об обыкновенном смоленском парне, который вдохновляет товарищей своим оптимизмом, веселостью, добродушием.  В этом произведении есть глава «О любви».

Всех, кого взяла война,

Каждого солдата

Проводила хоть одна

Женщина когда-то…

Это четверостишие повторяется в главе три раза, возвращая читателя к ее главной мысли: каждого мужчину, который ушел на фронт, ждет та, чей взгляд он хранит в своей памяти как самое ценное и неприкосновенное:

Он у каждого из нас

Самый сокровенный,

И бесценный наш запас,

Неприкосновенный.

На фронте делятся всем: банкой тушенки, куском хлеба, щепоткой табака. Но несмотря на это братство, у каждого бойца есть то, что он не доверит никому, даже самому близкому другу. Потому что это «бесценный запас» веры и силы, который оставила ему любимая девушка. Именно взгляд любящих глаз помогает бойцам идти дальше. И именно об этих глазах вспоминает солдат перед атакой. Они ведут его вперед, сквозь войну, к любви.

Стихи Твардовского не угнетает горем войны, они, наоборот, приободряют. Я думаю, именно поэтому поэма «Василий Теркин» так полюбилась на фронте. В неунывающем, смелом пехотинце каждый узнавал себя.

Читая это произведение, мы представляем Василия Теркина, рассказывающего очередную байку своему боевому товарищу Александру Твардовскому. Очень хорошо удалось передать эту атмосферу скульптору Альберту Георгиевичу Сергееву. Он сделал единственный в России памятник автору и герою произведения, который находится в Смоленске – родине обоих бойцов, которые вместе поют песню о войне.

Если говорить о песнях военных лет, то нужно отметить стихотворения, которые стали звучать под музыку. Одной из самых известных стала песня, положенная на стихи Михаила Исаковского «В прифронтовом лесу». Она была написана в 1942 году.

Старинный вальс «Осенний сон», который играет гармонист в прифронтовом лесу, знает каждый. Пожалуй, это одна из самых популярных мелодий вальса двадцатого века. Именно под нее танцевал лирический герой со своей подругой до войны, и именно этот вальс вызывает у него много будоражащих душу воспоминаний:

Под этот вальс весенним днем

Ходили мы на круг,

Под этот вальс в краю родном

Любили мы подруг;

Под этот вальс ловили мы

Очей любимых свет,

Под этот вальс грустили мы,

Когда подруги нет.

Лирический повтор и синтаксический параллелизм придают строкам певучесть, что делает стихотворение умиротворяющим и спокойным. Слушая его, представляю картинки танцующих пар, и в голове играет та самая музыка. Произведение читается на одном дыхании, в каждом слове чувствуется легкость.

Исаковскому хорошо удалось передать момент затишья. Люди не могут постоянно куда-то бежать, драться, стрелять, иногда требуется остановиться и отдохнуть, отдохнуть не только физически, но и душой. Именно время, когда утихла очередная бомбежка, является временем воспоминаний. Бойцы в минуты тишины думают о любви и набираются от этих мыслей сил.

Такая же тишина присутствует и в природе. О ней говорит Евгений Долматовский:

В окоп донес июньский день

Умытых листьев шорох,

И пахнет юная сирень

Сильней, чем старый порох.

Хоть вдоль садов проходит фронт,

Но все цветет в сирени:

Село, и нежный горизонт,

И голубые тени.

Сирень – символ весны, начала жизни, любви. Она пахнет сильнее пороха, а это значит, что жизнь и любовь сильнее войны, как и утверждается в стихотворениях многих поэтов-фронтовиков. Пусть война повсюду- любовь не угасает. Сирень цветет ярче обычного, как и любовь, которая в военных испытаниях только укрепляется.

Описывается Долматовским и красота родной природы. Эпитеты «нежный горизонт» и «голубые тени» хорошо показывают чувство нежности лирического героя. Воин, будучи далеко от своих родных мест, видит окружающую его красоту, дотрагивается до нее душой.

Ты далеко. Тебя здесь нет.

Но для тебя я снова

Собрал трепещущий букет,

Прохладный и лиловый.

В снарядной гильзе он стоит

землянке батальонной,

Холодным пламенем горит,

Как будто спирт зажженный.

Недаром говорят, что вечно можно смотреть на три вещи. Одна из них – огонь. Его пламя успокаивает и заставляет задуматься о хорошем. Автор сравнивает сирень с зажженным спиртом, и в то же время использует оксюморон «холодное пламя».

Теплый огонь всегда ассоциируется с радостью встречи и объятиями. В этом стихотворении пламя холодное, потому что символизирует разлуку. Любовь, которая царит внутри человека, хоть и заполняет душу теплом, но не может заменить чувство близости.

Любовь моя – сирень твоя

Сияет и не вянет.

Этими словами заканчивает Долматовский свое произведение. И они являются в нем самыми главными. В первой строчке можно поставить знак равно, как в математике. Автор прямо говорит, что букет, который лирический герой собрал для своей возлюбленной – это не просто отражение его любви, в этой сирени вся его любовь. 

Солдата делало счастливым в его трудной работе на войне и осознание того, что на свете есть девушка, которая любит, к которой всегда он обращается мыслями:

В какой бы ни был стороне,

Какой бы ни свистел мне ветер,

Не надо больше счастья мне,

Чем то, что ты живешь на свете.

Это строки Николая Асеева, написанные в 1942 году, посвященные жене Ксении Михайловне. Эту же мысль поддерживал Алексей Сурков:

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Заметьте, не от «твоей», а от «моей» любви говорит поэт. Его согревает именно чувство, которое испытывает сам, думая о возлюбленной.

Симонов писал:

Кем стала ты? Моей или чужой?

Отсюда сердцем мне не дотянуться…

Прости, что я зову тебя женой

По праву тех, кто может не вернуться.

Именно по этому «праву» бойцы так любили. Эта любовь стала нитью, связывающей их с миром. Я думаю, именно на фронте солдаты со всей полнотой ощущали силу любви. На пороге смерти каждый осознает, что нет ничего главнее любви. Ведь любовь – это не сиюминутная страсть, это проверенное временем чувство.

Война – самая трагичная и часто встречающаяся тема в современном мире. Люди не могут забыть о тех потерях, которые она принесла. И, естественно, есть множество стихотворений, посвященных этому событию. Владимир Высоцкий («Он не вернулся из боя»), Андрей Дементьев («Баллада о матери»), Расул Гамзатов («Журавли»), Евгений Иванов («Когда последний взрыв раздался…») и многие другие поэты писали о войне.

Эти произведения трогательные, они заставляют задуматься о жизни и смерти, о вечных духовных ценностях, своей проникновенностью заставляют вытереть слезы. Их главными темами являлись патриотизм, дружба, ненависть к врагу, смерть. Но не любовь… И только поэты-фронтовики смогли написать о военном быте как о части жизни, в которой есть место для личных переживаний и глубоких чувств.

Любовь на войне особенная. Она отличается о той, которую мы встречаем в нашей жизни и стихотворениях поэтов других времен. Главное ее отличие в том, что она единственная. Если проанализировать творчество Александра Сергеевича Пушкина, написавшего множество лирических стихотворений о любви, можно заметить, что разные произведения посвящены разным женщинам. «Я помню чудное мгновенье» поэт, как известно, посвятил Анне Керн, «Талисман» — Елизавете Воронцовой, с которой писатель имел роман во время южной ссылки, а стихотворение «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем…» было написано о его жене Наталье Николаевне Гончаровой. Такое же явление наблюдается у Александра Блока, Федора Тютчева, Михаила Лермонтова и многих других.

Поэты-фронтовики посвящали свои признания только одной женщине. Это проявление верности. Тому, кто нашел любовь к единственной женщине, не требуются другие. Поэты, прошедшие через войну, «проверили» свою любовь и любовь своих жен. Познав горе разлуки, они познали значимость любви.

Особенностью творчества поэтов-фронтовиков является и то, что они восхваляют саму любовь. Не женщину, а чувство, которое она вызывает. Они не превозносят женскую красоту, считая это не самым главным; героев наполняют воспоминания о нежности, которую дарил любимый взгляд. И они понимают, что существование любимого человека – уже счастье.

Третья же особенность заключена в знаменитой фразе: «Ожиданием своим ты спасла меня». Настоящее чувство, основанное на верности и чести, мольбе и ожидании, благородстве помыслов и мечте о встрече, чувство любви, сокрывшее своим крылом в трудную минуту многих, сильнее всего!

Елена Михайловна Потяшина — член оргкомитета и администратор Фестиваля, ведущая концертов, главный редактор газеты «Ставроша».